| |
РЕШЕНИЕ Думы города-курорта Кисловодска от 27.05.2009 № 83-39
"О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ КОРРУПЦИОННЫХ ФАКТОРОВ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
ДУМА ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. № 83-39
О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ КОРРУПЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
Руководствуясь Федеральными законами Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О противодействии коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", законом Ставропольского края от 04.05.2009 № 25-кз "О противодействии коррупции в Ставропольском крае", Законом Ставропольского края от 24 июня 2002 г. № 24-кз "О порядке принятия законов Ставропольского края", Уставом городского округа города-курорта Кисловодска, рассмотрев письмо прокуратуры от 27.03.2009 № 07-8-2009, Дума города-курорта Кисловодска решила:
1. Утвердить Правила проведения правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов с целью выявления в них коррупционных факторов согласно приложению № 1.
2. Утвердить Методику проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции согласно приложению № 2.
3. Опубликовать настоящее решение в муниципальных средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной комиссии Дума города-курорта Кисловодска по местному самоуправлению и законности Л.Л.Иванова.
Председатель Думы
города-курорта Кисловодска
Н.В.ЧАПЛЫГИН
Приложение № 1
к решению
Думы города-курорта Кисловодска
от 27.05.2009 № 83-39
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ КОРРУПЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
1. Экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов решений представительного органа местного самоуправления городского округа города-курорта Кисловодска - Думы города-курорта Кисловодска, проектов постановлений и распоряжений Главы города-курорта Кисловодска, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа города-курорта Кисловодска, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, (далее - проекты документов).
2. Экспертиза на коррупциогенность проводится соответствующими юридическими службами органов местного самоуправления в соответствии с методикой проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - методика).
Методика утверждается Думой города-курорта Кисловодска.
3. Результаты экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с методикой и отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.
4. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки проекта документа разработчиками проекта документа.
5. В случае несогласия разработчика документа с результатами экспертизы на коррупциогенность, свидетельствующими о наличии в проекте документа положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик документа вносит указанный проект документа на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления) с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
К проекту документа, вносимому разработчиком проекта документа на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления) прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам экспертизы на коррупциогенность.
Председатель Думы
города-курорта Кисловодск
Н.В.ЧАПЛЫГИН
Приложение № 2
к решению
Думы города-курорта Кисловодска
от 27.05.2009 № 83-39
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ
I. Общие положения
1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
2. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
II. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность
3. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
4. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
5. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
6. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
III. Коррупционные факторы
7. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
9. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания па формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
к) Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Председатель Думы
города-курорта Кисловодска
Н.В.ЧАПЛЫГИН
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|